Стрелец: мифология и история знака

Зодиакальное созвездие Стрельца на современном небосводе представлено в виде кентавра, то есть божества, имеющего частично животную природу (туловище коня), частично человеческую или божественную (торс, голова). Кентавр натягивает лук, нацеливаясь в зодиакального Скорпиона. На этом основании сложилось представление о том, что древний кентавр и есть тот самый Стрелец.

Однако более древнее название этого созвездия – Лучник. В древних источниках мы встречаем несколько иные изображения Стрельца. В частности, на межевых камнях касситского периода (Вавилон с 1595 по 1157 гг. до н. эры), так называемых кудуррах, знак Стрельца изображается в виде лучника, иногда – с крыльями за спиной. Нижняя часть его туловища и ноги определенно не принадлежат человеку. Они выглядят так, словно позаимствованы у птицы, насекомого, льва, собаки или лошади. Фигура почти всегда имеет скорпионий хвост, и, по крайней мере в одном случае, человеческая голова Стрельца делит шею с головой собаки. На нескольких фигурах его пенис находится в состоянии эрекции и имеет необычно большие размеры, что в греческой традиции указывает на принадлежность к сатирам.

Гугинус начинает свои записи о Стрельце с упоминания, что некоторые люди вообще не считают его кентавром, указывая на то, что он часто изображается с хвостом сатира, а не лошади. Те, кто все же считали его кентавром, видели в нем Кротуса, сына козлоногого Пана и Эвфемии, нянчившей девять Муз во времена их младенчества. Этот кентавр, которого иногда путают с Хироном, действительно гарцует в южном небе, в созвездии Центавра.

В греческих эпосах мы встречаем указание на то, что Стрелец – это скорее всего божественное антропоморфное существо, как и все остальные знаки зодиака, несмотря на свою символическую внешность. Принадлежность к миру богов подчеркивается способностью Лучника летать (крылья у коня или у всадника). Рядом с ним, или даже в качестве его второго лица мы видим лик зверя.

Управителем знака Стрелец в современной астрологии считается планета Юпитер, то есть планета, символизирующая верховную власть. Поэтому, если мы будем искать истоки происхождения этого символа в древних легендах и преданиях, то, скорее всего, обратим внимание не на охранников или воинов, а на воинствующих и грозных царей. Справедливости ради надо сказать, что в эпосе «Сказание о Гильгамеше» есть рассказ о том, как этот герой, царь легендарного города Урук, встретил на своем пути двух лучников-скорпионов, охранявших ворота Солнца. Однако на небеса, в зодиакальный пояс, допускались только Великие Боги и там не было место не только для человека, но и для тех существ, которые так или иначе обслуживали богов.

Итак, Стрелец, имеющий божественное происхождение и почти неограниченную королевскую власть, имел прямое отношение к царству мертвых. Кроме того, обратим внимание на то, что ни одно из созвездий зодиака не агрессивно настолько, насколько это выражено в знаке Стрельца. Натянутая тетива, готовая вот-вот взорваться стрелой. Устрашающе выглядит также возможность летать и лик зверя, служащий своего рода щитом, маской или забралом для Лучника. В мифологии древней Греции и Рима, а также многих других стран со Стрельцом связано много преданий.

Это и чудище-хранитель лабиринта, притаившийся в его центре владыка, страж мистерий Минотавр, это и кентавр Хирон, один из мудрейших кентавров, воспитатель Геракла, Асклепия и других древних героев, это и намек на египетского бога плодородия Мина, который изображался с подчеркнутыми половыми признаками, что символизировало производительную силу природы, это и Мени – божество Судьбы у древних евреев, и этрусский демон Аминтс, который соответствовал греческому Эросу, вооруженному луком.

Присутствие же в изображениях Стрельца животного, чаще всего собаки, говорит о том, что это божество имеет прямое отношение к подземному царству, миру мертвых. По легендам, у перевозчика душ в подземное царство Харона есть трехглавый пес, имя которого – Кербер (Цербер). На хвосте у Кербера змеи, а египетское «hr» значит «змей». Демонами смерти у древних греков были Керы, а в современных греческих поверьях Харос – демон в виде черной птицы.

Если продолжить этот ряд словосочетаний, то обнаружится, что слово «король», «господин» также связано с общим корнем «hr», «herr». В этом ряду находятся и богини-управительницы судеб Кориатиды, персидское «кар» значит «чародействовать», латинское «карагус» переводится как «волшебник», литовское «кера» – «колдовство», сходное значение имеет и английское «charm», да и прямое произношение этого слово с гласной «о» вызвало бы у древнего египтянина священный страх, ибо это было имя бога.

Если от философских представлений об эзотеризме этого знака зодиака мы перейдем к древнешумерской хронике событий, то обнаружим удивительное совпадение имен и историй, а также психологических черт, связывающих современного Стрельца с одним из мощнейших и полновластных богов того времени, который в египетских мистериях имел имя Хора. Гор, Хор, Хорус («сокол»), был сыном Осириса и Изиды и прямым потомком Мардука.

Здесь стоит немного углубиться в суть происходящих событий того времени и расставить все божественные фигуры по местам.

В серии «Листая книгу Бытия» Захария Ситчин выдвигает гипотезу о том, что около полумиллиона лет назад на нашу Землю, тогда еще не обремененную присутствием человека, пришли боги. Шумеры утверждали, что в пределах нашей солнечной системы есть 12-я планета, имеющая чрезвычайно вытянутую орбиту огромной длины. Именно с этой планеты на Землю спустились боги неба и Земли. В нашем сегодняшнем понимании это были некие представители космического разума, имеющие целью добычу полезных ископаемых и колонизацию Земли.

Верховным правителем Нибиру был Ану, а оба его сына стали правителями Земли, разделив со временем сферы влияния на северный (Евразия и Северная Америка) и южный (Африка, Южная Америка) регионы. Один из сыновей имел право первого рождения (Энлиль), и был прекрасным правителем, а второй сын – Эа (Энки), имел подчиненное положение по отношению к Энлилю, однако владел высшими знаниями о природе и человеке.

Он стал главным действующим лицом в освоении природных ресурсов Земли, а также в создании и развитии всего человечества. Со временем человечество, первоначально рассматриваемое богами только в качестве помощников и слуг, приобрело способность к размножению (так называемое «падение») и самостоятельность, что позволило выйти из-под жесткого контроля со стороны богов и развить собственную, человеческую цивилизацию. Между двумя братьями, а позднее их потомками постоянно существовала вражда за сферы влияния.

Более того, все, что относилось к Энки и находилось в южной полусфере, стало называться нижним царством и приобрело негативный оттенок подземелья. Все же, что относилось в Энлилю, называлось пределом верхнего царства и стало верхом божественного совершенства.

Впоследствии шумерские предания были восприняты другими народами древности, развившими на этой основе различные системы религиозной философии, включая и пантеоны древних богов.

Мардук (Ра), сын и прямой наследник Энки, представлял нижнее царство, находившееся в южном полушарии. Хор (Гор) был внуком Мардука и должен был стать прямым наследником египетского престола, да и всего южного («подземного») царства. Однако бог Сет коварно убил отца Хора, своего брата Осириса и захватил власть в свои руки. В результате Гор на долгое время был отстранен от управления страной. Однако он воспитывался в духе мести и, возмужав, получил имя «Неч-атеф», что в переводе означает «мстящий за отца». Гор часто изображался со скорпионом. В частности мы видим это на стелле Маттерниха. При этом Хор стоит на крокодилах, а также имеет на голове священный Урей– змею, подчеркивающем не только царское величие бога, но и принадлежность к «нижнему» миру.

Будучи правнуком бога подземного царства, Хор, естественно, имел прямое отношение ко всему тому, что происходило на его просторах. Более того, он должен был стать наследником и правителем этих территорий. Стелла Меттрениха, будто бы записанная со слов самой Изиды, повествует о жесточайшей войне Хора с Сетом, в ходе которой было использовано мощнейшее оружие, удивившее даже видавших виды богов. Хор сражался на крылатом диске своего деда Ра (Мардука). Он пустил гарпун-стрелу в Сета и ранил его. М. Мюллер отмечал в «Египетской мифологии», что у этого гарпуна был странный наконечник. А в тексте его называли оружием тридцати. На древних рисунках мы видим, что гарпун представляет собой тройную ракету.

После победы Гору (Хору) достался весь Египет. Развязка этой драмы описывается в папирусе Гунефера: «Хор радуется перед лицом богов. Власть над миром ему отдана и во владении ему будет лучшая часть земли. Трон бога неба вверен ему и титул, который носил бог Шу». Передача прав на наследство, далее говорится в тексте, была скреплена указами, записанными в Палате Записей. «Это было написано на металлической табличке по приказу отца моего Птаха. Боги небесные и боги земные будут служить твоему сыну Хору. Они идут за ним в залу указов. Он будет господином над ними».

Крылатый диск Ра или так называемый Нар, огненный столб, изображался в виде продолговатого цилиндрического объекта (чем не туловище крупного животного?) с плавниками или короткими крыльями.

Таким образом, перед нами предстает воинственный бог-король, бог-победитель, получивший неограниченную власть над территориями нижнего «подземного» царства в результате отмщения и победы над своим обидчиком. Не удивительно, что с мистериями Гора (Хора) связаны сакральные школы правого и левого Глаза Гора. Формирование единого целостного и философского взгляда на мир в этих школах проходит на фоне жесточайших испытаний, выпадающих на долю адептов.

Восхождение Хора (Гора) на престол объединенных земель Верхнего и Нижнего Египта положило начало божественной династии царей египетской истории. Каждый последующий фараон считался преемником Хора и наследником престола самого Осириса.

Очевидно, древние обратили внимание на то, что в декабрьскую стужу рождаются люди удивительной жизнестойкости, целеустремленности и глубинной внутренней мудрости. Люди, которые способны быть королями и философами, которые знают, что такое смерть и идут до конца, не обращая внимание на потери.