Рак: мифология и история знака

Мифология образования этого зодиакального созвездия, а также символического изображения сегодняшнего Рака полно тайн и загадок. На небосводе созвездие Рака обозначается в виде слабой туманности, которая получила название Улей, или Ясли. По обеим сторонам этого созвездия расположены две небольшие по величине звезды, называемые Ослята. Стоит обратить внимание на тот факт, что именно в знаке Рака 22 июня находится точка летнего солнцестояния. В этот момент Солнце занимает максимально высокое положение на горизонте северной полусферы. Египтяне отмечали этот момент максимального проявления солнечной силы мистериями, центральной фигурой в которых был жук-скарабей.

В славянской традиции это время соответствовало Солнцевороту, который изображался свастикой с лучами, направленными по часовой стрелке. Любопытен и тот факт, что фашистская Германия, имеющая своим символом свастику (с обратной формой вращения), напала на СССР именно в день славянского Солнцеворота, то есть 22 июня, начало зодиакального месяца Рака. При некоторой доле воображения, особенно если убрать центральную часть рисунка, крест, находящийся в круге, то можно легко увидеть изображение жука-скарабея или краба (одно из названий этого знака зодиака).

Жук-скарабей, символ возрождения, востока подчеркивает идею, что люди, рожденные в период зодиакального Рака, становятся носителями главной духовной идеи возрождения. Часто это проявляется через творческие откровения. Интересно, что старое шумерское название Рака звучит как АЛ.ЛУН, где ясно слышится современное название небесного светила Луны. Позднее название этого созвездия в Шумере записывали как НАН.ГАР, что в переводе «светило художественных ремесел». Также звали и первенца Энлиля, одного из двух братьев-богов, прилетевших на Землю с особой миссией.

Начиная с точки летнего солнцестояния Солнце в своем годичном цикле прекращает продвижение к северу небесной сферы и начинает опускаться к югу. Некоторые считают, что вот такое «попятное» движение Солнца и породило название «Рак». Хотя первоначальное название звездных скоплений, дошедшее до нас из аккадских преданий и мифов, дает возможность предположить, что этот период времени связан с рождением людей выдающихся, несущих миру новые откровения и духовные знания. (Полезно вспомнить, что одним из символов Будды была именно свастика, направленная по часовой стрелке).

Хотя, наше восприятие свастики уже никогда не будет адекватным древним представлениям…

Знак Рака – это время торжества летнего Солнца. В этом знаке зодиака Солнце обретало наибольшую силу. Возможно поэтому священные ворота храмов египтяне украшали символическим изображением солнечного жука-скарабея – бога Хепри. Не менее любопытной является точка зрения на происхождение названия этого созвездия в христианский период. Ясли (также и название звездного скопления в Раке) оказываются местом рождения Христа. Если посмотреть на это созвездие в рождественскую ночь, то на небе можно увидеть в этот момент три звезды в созвездии Ориона, которые обозначают трех волхвов, приходящих с востока. Эти три волхва, или три царя указывают на ярчайшую звезду всего небо – Сириус, созвездие Большого Пса, которая и может быть звездой, указывающей кому-то путь. Возможно поэтому созвездие Рака связывали с приходом на землю душ, воплощающихся в реальное земное человеческое тело.

Рак по классической традиции знак стихии воды. В древности считалось, что души, перед тем как прийти на землю, находятся вблизи воды. Они влажные, и напитываются влагой. И как только божественное дыхание сгущается из-за обилия влаги, души становятся видимыми. Возможно, именно с этим связано представление о том, что душа человека содержится в его крови. И скрепление договора кровью равносильно передаче ключей от своей души. Даже сама форма знака Рака напоминает схему двухстворчатой раковины, представляемой как вместилище зародышей. В символическом изображении зодиакального Рака также прослеживается представление человека о Млечном Пути, ведущем в некий центр («чечевичное» ядро галактики), как бы исток происхождения человечества в целом.

Напротив Рака находится знак Козерога. В древних мистериях созвездие Козерога также обозначало врата, только те, через которые души живущих выходили с Земли в жилище бессмертных богов. Разбирая мистериальную символику этого образа, Платон в «Государстве» говорит, что есть две расселины, по одной из которых движутся души, восходящие на небо, а по другой – нисходящие на Землю.

В египетских мистериях эти созвездия символически изображались дверью железной (Рак) и дверью из слоновой кости (Козерог). А само название Млечный Путь пифагорейцы объясняли как дорогу в мир рождений, где люди вкушают молоко, свою первую земную пищу.

Еще одно современное название Рака – «Лунные дети». Здесь кладется в звездные ясли божественный младенец, являющийся одновременно и сыном человеческим. Врата, через которые нисходят души, назывались также вратами Луны. (Управитель этого знака – Луна).

Божество, посвященное Луне, имело разные названия в разных культурах. Ханаанеяне называли бога Луны Ера, аккадцы – Син, шумеры – Наннар. Син (Наннар) был сыном одного из правителей Земли – Энлиля.

Для того, чтобы найти наиболее древние источники формирования представлений об этом знаке зодиака, мы решили обратиться к эпосу шумеров, как наиболее древнему документу, повествующему о рождении Земли и Неба, людей и богов.

Становится понятным, почему за знаком Близнецов, обозначающих в том числе двух правителей Земли, братьев Энлиля и Энки, идет первый сын Энлиля Наннар (Син), знак Рака. Следуя этой логике, можно предположить, что следующий за Раком знак Льва должен иметь символическую связь с одним из детей Наннара. Это Уту (Шамаш), солнечное божество, чрезвычайно популярное у народов Месопотамии. Шамаш символически изображался в виде Солнца.

Поскольку Наннар был прямым наследником Энлиля, ему достались большие территории в районе Месопотамии, простирающиеся к западу до берегов Средиземного моря, где он основал много городов, одним из которых был город Ур, «историческая родина» Авраама. Наннар (Син) изображается неизменно с символом полумесяца (Луны), который считался его небесным двойником.

Наннар был известен скорее своими «отцовскими» качествами и достижениями, чем военными, что было характерно для богов того времени. Жители Угарита называли бога Луны «отцом богов». И на самом деле, в зодиаке мы находим сразу два знака, посвященные его детям: Лев – блистательному Шамашу, Телец – обворожительной Иштар (Инанне) Венере.

Богу Наннару приписывают свод законов Ур-Намму, правителя Ура, найденных на табличке, датируемой около 2350 года до нашей эры, где написано, что необходимо сделать так, чтобы «богатые не обижали сирот и не притесняли вдов». Наннар был полноправным хозяином одного из центральных городов Месопотамии Ура. Это был процветающий город, в котором находились огромные хранилища, полные изобилия. Однако в результате драматических событий, связанных с враждой двух кланов, Ур был разрушен. До наших дней дошло шумерское сказание о разрушении Ура («Плач о разрушении Ура»), где рассказывается о том, как бог Син покинул этот город. Хотя впоследствии, обстоятельства заставили Наннара взяться за оружие и силой вернуть утраченную славу и владения. Син возвратился в свой город и восстановил привычный порядок вещей.

Для шумеров древней Месопотамии Наннар был «великим повелителем» и «сияющим светом». В качестве новой Луны он сидел на скамье в нижнем мире и разбирал дела и жалобы обитающих там богов. Когда же Наннар возникал в виде первого лунного серпа, его сила самообновления проявлялась в полной мере.

Он измерял время, освещал ночь и наполнял мир жизненной энергией. Для фермеров он был «плодом, себя взрастившим». По представлениям пастухов, новорожденный полумесяц превращал Луну в «резвого небесного ягненка». Лодочники низинных болот в устье Тигра и Евфрата в изгибе лунного серпа угадывали очертания ладьи. Весенние наводнения, рост болотных камышей, щедрость полей, плодовитость скота – все проистекало от лунного бога, особо почитаемого за «хлеб насущный на каждый день». Пища была основой жизни и даром, который Наннар вручил Нингаль, богине густых болотных камышей. Нингаль была возлюбленной лунного бога, но он дарил ей сыр, молоко и сливки, а не цветы.

С каждым восходом Наннара казалось, что он появляется из пышных чертогов Нингаль. В гимне, описывающем их любовь, лунный бог удовлетворяет любую прихоть своей дамы сердца. Он наполняет реки, разводит рыбу на болотах и дичь в лесах. По его приказу зреют тяжелые колосья и растут овощи, а пустыня покрывается цветами. Он приносит яства на стол, льет вино в чашу и вдыхает жизнь в дворцовые чертоги.

Своей историей о Наннаре и Нингаль шумеры славили жизненную энергию, источник которой они видели в Луне. Некоторые называли Наннара пастухом, заботящимся о звездах. в ночном небе. Он поил своих ягнят молоком, выгонял их на пастбище и получал похвалу от родителей за ежедневные дары, которые приносил к их порогу. Происходящие с Наннаром (Сином, Луной) циклические изменения наглядно представляли принцип рождения, роста, смерти и возрождения, который египтяне видели во всем сущем. Поскольку Луна может расти, умирать и снова оживать, люди верили, что она, наряду с неизбежностью смерти, вдыхает в мир новую жизнь.

В древних текстах личность Наннара (Сина) предстает весьма сложной и во многом противоречивой. Сентиментальный, заботливый, талантливый, справедливый с одной стороны, и резкий, жесткий, скрытный, плетущий интриги – с другой. Его нельзя назвать слабовольным или мечтательным. Скорее, под маской мягких манер скрывается воля бога, способного на немыслимые жертвы ради выбранной им цели. Так что не стоит считать знак Рака слишком уж женским и слабым – под толстой броней внешнего благолепия спрятана внутренняя, глубинная мощь и закрученная в тугую пружину сила, готовая взорваться при угрозе жизни или потери душевной целостности.